АНОСЛЭ «Центр-эксперт»

3 Термины и определения


В настоящем документе использованы термины и определения, содержащиеся в стандарте ИСО/МЭК 17000:2004, а также следующие:

3.1 заказчик (client): Организация (или лицо), ответственная за выполнение сертификационных требований, в том числе к продукции.

Примечание - Если нет других указаний, в настоящем стандарте слово "заказчик" распространяется также на "заявителя".


3.2 консалтинг (consultancy): Участие в:

a) проектировании, изготовлении, монтаже, техническом обслуживании или реализации сертифицированной продукции или подлежащей сертификации;

b) проектировании, внедрении, осуществлении или поддержании в должном состоянии сертифицированного процесса или подлежащего сертификации;

c) проектировании, внедрении, оказании или поддержании в должном состоянии сертифицированной услуги или подлежащей сертификации.

Примечание - В настоящем стандарте термин "консалтинг" используется применительно к деятельности органов по сертификации, их персонала и организаций, поддерживающих отношения с этими органами по сертификации.


3.3 оценивание (evaluation): Сочетание функций выбора и определения деятельности по оценке соответствия.

Примечание - Функции выбора и определения установлены в ИСО/МЭК 17000:2004 (разделы А.2 и А.3).


3.4 продукция (product): Результат процесса.

Примечание 1 - В стандарте ИСО 9000:2005 указаны четыре общих категории продукции:

- услуги (перевозки);

- программное обеспечение (компьютерная программа, словарь);

- технические средства (двигатель, механическая деталь);

- перерабатываемые материалы (смазка).

Многие виды продукции содержат элементы, относящиеся к различным общим категориям. Отнесение ее к услугам, программному обеспечению, техническим средствам или перерабатываемым материалам зависит от преобладающего элемента.

Примечание 2 - Продукция включает результаты процессов, таких как рост растений или формирование других природных ресурсов.

Примечание 3 - Заимствовано из ИСО/МЭК 17000:2004, 3.3.


3.5 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Пример - Сварочные процессы; термическая обработка; производственные (например, обеспечение функционирования или выпуск продукции с заданными допусками); производство пищевых продуктов; выращивание растений.

Примечание - Заимствовано из ИСО 9000:2005, 3.4.1.


3.6 услуга (service): Результат, по крайней мере, одного вида деятельности (обязательно осуществляемого во взаимодействии поставщика с потребителем), который, как правило, носит нематериальный характер.

Примечание 1 - Предоставление услуги может включать:

- деятельность, осуществляемую на материальной продукции потребителя (например, подлежащий ремонту автомобиль);

- деятельность, осуществляемую на нематериальной продукции потребителя (например, выписка справки о доходах для подготовки налоговой декларации);

- поставка нематериальной продукции (например, предоставление информации);

- создание благоприятных условий для клиентов (например, в гостиницах и ресторанах).

Примечание 2 - Заимствовано из ИСО 9000:2005, 3.4.2.


3.7 сертификационное требование (certification requirement): Заданное требование к продукции, которое должно быть выполнено заказчиком для прохождения или поддержания сертификации.

Примечание - Сертификационные требования предъявляются заказчику обычно на основании договора на проведение работ по сертификации (см. 4.1.2) для обеспечения соответствия настоящему стандарту и могут также включать требования, предъявляемые схемой сертификации, и не включают требования, предъявляемые к органу по сертификации.


Пример - К сертификационным требованиям, не являющимся требованиями к продукции, относятся:

- заключение договора на проведение работ по сертификации;

- внесение платы;

- предоставление информации об изменениях, вносимых в сертифицированную продукцию;

- предоставление доступа к сертифицированной продукции для проведения надзора.


3.8 требование к продукции (product requirement): Требование, относящееся непосредственно к продукции и устанавливаемое в стандартах или других нормативных документах, определяемых схемой сертификации.

Примечание - Требования к продукции могут устанавливаться в таких нормативных документах, как регламенты, стандарты и технические условия.


3.9 схема сертификации (certification scheme): Система сертификации, относящаяся к определенной продукции, к которой применимы одни и те же заданные требования, конкретные правила и процедуры.

Примечание 1 - Заимствовано из ИСО/МЭК 17000:2004, 2.8.

Примечание 2 - Понятие "система сертификации" означает "систему оценки соответствия", определение содержится в ИСО/МЭК 17000:2004, 2.7.

Примечание 3 - В схеме сертификации оговариваются правила, процедуры и административные аспекты осуществления сертификации продукции, процессов и услуг.

Примечание 4 - В стандарте ИСО/МЭК 17067 и руководствах ИСО/МЭК 28 и ИСО/МЭК 53 содержатся общие методические указания по разработке схем сертификации.


3.10 область сертификации (scope of certification): Описание:

- продукции, процессов или услуг, проходящих сертификацию;

- применяемой схемы сертификации;

- стандартов и других нормативных документов, с указанием даты публикации, требованиям которых должны соответствовать продукция, процессы или услуги.

3.11 владелец схемы (scheme owner): Частное лицо или организация, ответственная за разработку и поддержание в работоспособном состоянии конкретной схемы сертификации.

Примечание - Владельцем схемы могут быть орган или группа органов по сертификации, орган государственной власти, отраслевое объединение, и другие субъекты.


3.12 орган по сертификации (certification body): Орган по оценке соответствия третьей стороной, оперирующий схемами сертификации.

Примечание - Орган по сертификации может быть неправительственным или правительственным (наделенным или не наделенным регулятивными полномочиями).


3.13 беспристрастность (impartiality): Наличие объективности.

Примечание 1 - Под объективностью понимают отсутствие или разрешение конфликтов интересов во избежание их отрицательного влияния на деятельность органа по сертификации.

Примечание 2 - К другим терминам, передающим суть беспристрастности, относятся самостоятельность, отсутствие конфликта интересов, непредвзятость, нейтральность, справедливость, непредубежденность, равное отношение, независимость и сбалансированность.


Как получить сертификат?

Консультация специалиста