АНОСЛЭ «Центр-эксперт»

6 Требования безопасности и/или защитные меры к гидравлическим лифтам

6.1 Общие требования к строительной части


Строительная часть должна удовлетворять требованиям 5.1 со следующим дополнением:

- гидроцилиндры лифта должны находиться в той же шахте, что и кабина. Они могут уходить ниже уровня дна приямка.


6.2 Шахта


Шахта лифта должна удовлетворять требованиям 5.2 и 6.2.1-6.2.8.

6.2.1 В шахте лифта допускаются отверстия, необходимые для работы лифта и расположенные между шахтой и машинным помещением и между шахтой и шкафом управления гидравлического лифта.

6.2.2 Высота шахты гидравлического лифта должна быть такой, чтобы при нахождении плунжера гидроцилиндра в крайнем положении, соответствующем его предельному ходу, обеспечивались:

1) возможность перемещения кабины по направляющим на расстояние не менее (0,1+0,035)м;

2) зазор между нижней частью перекрытия шахты и частями направляющих башмаков или роликов креплением канатов, перемычкой или частями вертикально-раздвижных дверей - не менее (0,1+0,035);

3) зазор между самой нижней частью перекрытия шахты и самыми высокими частями движущейся вверх головки плунжера должно быть не менее 100 мм;

4) для лифтов прямого действия значение 0,035 из вышеприведенных 1) и 2) в расчет не принимают.

6.2.3 Для обеспечения безопасности обслуживания персонала, находящегося на крыше кабины, следует выполнять как минимум одно из следующих требований:

а) высота шахты должна быть такой, чтобы при нахождении плунжера гидроцилиндра в крайнем положении, соответствующем его предельному ходу, одновременно обеспечивалось:

- зазор между уровнем площадки на крыше кабины, предназначенной для размещения обслуживающего персонала, и расположенной в проекции кабины нижней частью перекрытия шахты (включая балки и размещенные под перекрытием конструктивные элементы) - не менее (1,0+0,035) м,

- над кабиной оставалось свободное пространство, достаточное для размещения параллелепипеда размером не менее 500х600х800 мм, лежащего на одной из своих граней. У лифтов с прямой подвеской тяговые канаты и их крепления могут находиться в этом пространстве при условии расположения канатов на расстоянии, не превышающем 150 мм от одной из вертикальных поверхностей параллелепипеда;

б) наличие механического устройства, обеспечивающего остановку кабины в верхней части шахты. После остановки кабины расстояние между уровнем площадки на крыше кабины, предназначенной для размещения обслуживающего персонала, и расположенной в проекции кабины нижней частью перекрытия шахты (включая балки и размещенные под перекрытием конструктивные элементы) должно быть не менее 1600 мм. Приведение в действие устройства следует контролировать электрическим устройством безопасности по 5.5.4.34.

6.2.4 Под верхним перекрытием шахты допускается установка направляющих блоков, ограничителя скорости, элементов подвески канатов и т.д. при условии обеспечения возможности их технического обслуживания и выполнения требований 6.2.2.

6.2.5 Под верхним перекрытием шахты должно быть установлено устройство (устройства) для подвески грузоподъемного средства, предназначенного для монтажных и ремонтных работ. На этом устройстве или рядом с ним должна быть указана его грузоподъемность или допустимая нагрузка.

6.2.6 Приямок

В нижней части шахты лифта должен быть предусмотрен приямок.

Приямок должен быть защищен строительными мероприятиями от попадания в него грунтовых и сточных вод.

После установки креплений направляющих, буферов и другого оборудования приямок должен быть водонепроницаемым.

6.2.7 Для обеспечения безопасности обслуживания персонала, находящегося в приямке лифта, следует выполнять как минимум одно из следующих требований:

а) при нахождении кабины на полностью сжатых буферах должно обеспечиваться свободное пространство в приямке, достаточное для размещения прямоугольного параллелепипеда размером не менее 500х600х1000 мм, лежащего на одной из своих граней, и зазор от пола приямка до нижних частей кабины - не менее 500 мм.

Допускается уменьшение зазора до 50 мм между полом приямка и башмаками, щитами под порогами кабины, элементами вертикально-раздвижных дверей кабины, деталями ловителей и каркаса кабины, расположенными в пределах 200 мм от направляющих, а также деталями рамы кабины гидравлического лифта;

б) наличие механического устройства, обеспечивающего остановку кабины в нижней части шахты. При этом после остановки кабины расстояние между выступающими элементами кабины и полом приямка должно быть не менее 2000 мм. Приведение в действие устройства следует контролировать электрическим устройством безопасности по 5.5.4.34.

6.2.8 При нахождении кабины в самом верхнем и нижнем положениях, определяемых полностью сжатым упором гидроцилиндра, длина направляющих урановешивающего груза, если такой имеется, должна обеспечить возможность его перемещения на расстояние не менее 100 мм.


6.3 Размещение оборудования


Размещение оборудования гидравлического лифта должно удовлетворять требованиям 5.3, а также следующим требованиям:

- оборудование лифта - гидроагрегат, а также связанные с ними механические, гидравлические и электрические устройства - должно быть недоступно непосредственно для пользователей и посторонних лиц;

- у гидравлического лифта машинное помещение может отсутствовать. В этом случае гидроагрегат, гидравлические и электрические устройства должны быть размещены в металлическом шкафу или нише, имеющей запираемую на замок дверь, перед которой должен быть проход для обслуживания шириной не менее 750 мм. При этом техническое обслуживание, монтаж и демонтаж электрических аппаратов и присоединение к ним проводов должны осуществляться с передней стороны.

Перечисленное оборудование может быть удалено от гидроцилиндра, установленного в шахте лифта, на расстояние не более установленного монтажным чертежом;

- если машинное помещение не прилегает к шахте, гидравлические трубы и электрические кабели, соединяющие машинное помещение с шахтой лифта, должны быть проложены в канале или желобе или по части канала или желоба, специально предназначенного для этой цели;

- в машинном помещении для обслуживания гидроагрегата и ручного перемещения кабины должна быть предусмотрена по крайней мере с одной из сторон зона обслуживания (свободная площадка) размером не менее 500х600 мм.


6.4 Механическое оборудование лифтов

6.4.1 Дверь шахты


Дверь шахты должна удовлетворять требованиям 5.4.1, а также следующему требованию:

- в зоне отпирания дверей разрешается перемещение кабины с открытыми дверями: выравнивание, повторное выравнивание или включение системы, препятствующей сползанию кабины на уровне соответствующей этажной площадки, при условии выполнения требований 6.6.3.


6.4.2 Направляющие


Направляющие гидравлического лифта должны удовлетворять требованиям 5.4.2, а также следующим требованиям:

- движение кабины и уравновешивающего устройства кабины следует осуществлять по жестким направляющим;

- движение головки плунжера (цилиндра) гидравлического лифта непрямого действия следует осуществлять по жестким направляющим.

Это требование не распространяется на тяговые гидроцилиндры при условии, что тяговое устройство не вызывает изгибающих нагрузок плунжера;

- в гидравлических лифтах непрямого действия части направляющей системы головки плунжера не должны входить в вертикальную проекцию крыши кабины.


6.4.3 Кабина


Кабина лифта должна удовлетворять требованиям 5.4.4.


6.4.4 Уравновешивающее устройство кабины


Уравновешивающее устройство кабины лифта должно удовлетворять требованиям 5.4.5.


6.4.5 Буфера


Лифт должен быть оборудован буферами, ограничивающими перемещение кабины вниз.

Буфера кабины лифта должны удовлетворять требованиям 5.4.8, а также следующим требованиям:

- буфера должны удерживать в неподвижном состоянии кабину с номинальной загрузкой на уровне, не превышающем 120 мм ниже уровня самой нижней посадочной площадки;

- буфер, перемещающийся вместе с кабиной, должен взаимодействовать с фундаментом (упором), расположенным на дне приямка;

- при полностью сжатых буферах плунжер не должен ударяться об основание гидроцилиндра;

- возможны следующие типы буферов:

а) энергонакопительные,

б) энергонакопительные с амортизированным обратным ходом,

в) энергорассеивающие;

- лифт с номинальной скоростью, не превышающей 0,3 м/с, допускается оборудовать буферами в виде жестких упоров.


6.4.6 Тяговые элементы и подвеска


Кабина и уравновешивающее устройство кабины лифта непрямого действия должны быть подвешены на стальных проволочных канатах или стальных цепях с параллельными звеньями или на приводных роликовых (втулочных) цепях.

Тяговые элементы и подвеска лифта должны удовлетворять требованиям 5.4.9, а также следующим требованиям:

- номинальный диаметр стальных проволочных тяговых канатов должен быть не менее 6 мм;

- количество канатов или цепей гидравлического лифта непрямого действия должно быть не менее двух на каждый гидроцилиндр;

- электрическое устройство безопасности по 5.5.4.24 должно размыкать цепь безопасности при относительном перемещении (ослаблении) тяговых элементов сверх значения, допускаемого устройством по 5.4.9.8.1, и обрыве одного, нескольких или всех тяговых элементов.

Для гидравлических лифтов с двумя и более гидроцилиндрами это требование распространяется на каждый комплект подвески;

- для канатоведущих шкивов, блоков и звездочек должны быть приняты меры в соответствии с таблицей 4 во избежание:

а) телесных повреждений,

б) спадания канатов и цепей при их ослаблении с блоков и звездочек,

в) попадания предметов между канатами (или цепями) и блоками (или звездочками).


Таблица 4

Местоположение блоков и звездочек

Риск согласно п.6.4.6.4, перечисления

а

б

в

В кабине

на крыше

x

x

x

под полом

x

x

На уравновешивающем грузе

x

x

В блочном помещении

x

В шахте

Верх шахты

над кабиной

x

x

рядом с кабиной

x

между приямком и верхом шахты

x

х*

Приямок

x

x

x

На ограничителе скорости и его натяжном блоке

x

х*

Гидроцилиндр

выдвигающийся вверх

х**

x

выдвигающийся вниз

x

х*

с механическим синхронизатором

x

x

x

* Требуется только в случае, когда канаты (цепи) заходят на блоки и звездочки горизонтально или под любым углом к горизонтали, не превышающим 90°.

** Как минимум должны быть огорожены выступающие части.

Примечание - Знак "х" означает, что должны быть приняты меры.

6.5 Защитные меры, препятствующие свободному падению, опусканию на повышенной скорости и сползанию кабины

6.5.1 Устройства или комбинация устройств и способы приведения их в действие согласно таблице 5 должны защитить кабину от:

а) свободного падения;

б) опускания на повышенной скорости;

в) сползания кабины ниже уровня этажной площадки более чем на 120 мм и за нижнюю границу зоны отпирания дверей.

Другие устройства или комбинации устройств, а также способы приведения их в действие могут быть использованы только в том случае, если они обеспечивают уровень безопасности, по крайней мере, не ниже устройств, перечисленных в таблице 5.


Таблица 5

Тип гидравлического лифта

Устройство, препятствующее свободному падению или опусканию кабины на повышенной скорости

Устройство, препятствующее сползанию кабины

Дополнительное срабатывание ловителей при движении кабины вниз (см. 6.6.4.3, 6.6.4.4)

Упор (см. 6.7)

Электрическая система, препятствующая сползанию
(см. 6.7.10)

Прямого действия

Ловители, срабатывающие от ограничителя скорости (см. 6.6.4.1)

x

x

x

Разрывной клапан (см. 6.8.5.5)

x

x

Дроссель (см. 6.8.5.6)

x

Непрямого действия

Ловители, срабатывающие от ограничителя скорости (см. 6.6.4.1)

x

x

x

Разрывной клапан (см. 6.8.5.5) в сочетании с ловителями, срабатывающими при неисправности механизма подвески (см. 6.6.4.2) или от каната безопасности (см. 6.6.4.3)

x

x

x

Дроссель (см. 6.8.5.6) в сочетании с ловителями (6.6), срабатывающими при неисправности механизма подвески (см. 6.6.4.2) или от каната безопасности (см. 6.6.4.3)

x

x

Примечание - "х" - выбираемое альтернативное устройство, препятствующее сползанию кабины.

6.6 Ловители


Ловители, необходимые в соответствии с 6.5.1, должны удовлетворять требованиям 5.4.6, а также требованиям пунктов настоящего подраздела.

6.6.1 Ловители кабины гидравлического лифта прямого действия должны срабатывать только при движении кабины вниз и быть способны остановить и удержать кабину, загруженную согласно таблице 6 (см. 8.1) на скорости срабатывания ограничителя скорости.

6.6.2 Ловители кабины лифта непрямого действия должны срабатывать только при движении кабины вниз и быть способны остановить и удержать кабину с номинальным грузом даже в случае обрыва подвески.

Ловители кабины, противовеса и уравновешивающего устройства кабины должны приводиться в действие:

а) от действия ограничителя скорости при установленной скорости срабатывания или

б) от устройства, контролирующего натяжение канатов, от действия каната безопасности или рычага на скорости, аналогичной скорости срабатывания соответствующего ограничителя скорости.

6.6.3 Снятие кабины с ловителей и автоматический возврат их в исходное положение следует осуществлять только при подъеме кабины.

6.6.4 Средства, вызывающие срабатывание ловителей

Должны быть предусмотрены устройства, вызывающие срабатывания ловителей, предусмотренные 6.5.1.

6.6.4.1 Срабатывание от ограничителя скорости

Срабатывание ловителя от ограничителя скорости должно происходить в соответствии с требованиями 5.4.7.

6.6.4.2 Срабатывание от обрыва тяговых элементов

а) пружины подвески, вызывающие срабатывание ловителей, должны работать на сжатие и иметь направляющие элементы;

б) должна быть предусмотрена возможность проведения испытаний извне шахты лифта для подтверждения срабатывания ловителей при обрыве тяговых элементов;

в) в случае лифтов непрямого действия с несколькими гидроцилиндрами обрыв подвески на одном из этих гидроцилиндров должен вызывать срабатывание ловителей.

6.6.4.3 Срабатывание от каната безопасности:

а) канат безопасности должен быть не менее 6 мм;

б) канат безопасности должен быть натянут силой тяжести или по крайней мере одной пружиной сжатия, перемещающейся по направляющим элементам;

в) при срабатывании ловителей канат безопасности и элементы его крепления должны оставаться неповрежденными даже в случае, если тормозной путь превышает свое установленное значение;

г) разрыв или ослабление каната безопасности должны вызывать остановку лифта с помощью электрического устройства безопасности, отвечающего требованиям 5.5.4;

д) блоки, необходимые для работы каната безопасности, должны быть установлены независимо от любого вала или шкива, канатной или цепной подвески;

е) защитные устройства должны отвечать требованиям таблицы 4.

6.6.4.3.1 Срабатывание ловителей от каната безопасности должно происходить от перемещения кабины вниз при соблюдении следующих условий:

- после остановки кабины лифта канат безопасности, удовлетворяющий требованиям 6.6.4.3 и прикрепленный к ловителю, должен блокироваться усилием аналогично возникающему в канате ограничителя скорости;

- механизм, блокирующий канат, должен быть освобожден при нормальном движении кабины;

- механизм, блокирующий канат, должен срабатывать с помощью направленных пружин сжатия и/или силы тяжести;

- электрическое устройство безопасности по 5.5.4.37, связанное с механизмом, блокирующим канат, должно вызывать остановку привода не позднее момента блокирования каната и предотвращать любое дальнейшее движение кабины вниз;

- должны быть приняты меры, исключающие непроизвольное срабатывание ловителей от каната безопасности в случае отключения электропитания при движении кабины вниз;

- конструкцией системы, образованной канатом и механизмом блокировки каната, должно быть предусмотрено исключение каких-либо повреждений при срабатывании ловителей;

- конструкцией системы, образованной канатом и механизмом блокировки каната, должно быть предусмотрено исключение каких-либо повреждений при движении кабины вверх.

6.6.4.4 Срабатывание от рычага

Приведение в действие ловителей рычагом следует выполнять при соблюдении следующих условий:

- после остановки кабины рычаг, соединенный с ловителями, должен быть выдвинут в положение, в котором он войдет в зацепление с неподвижными стопорами, размещенными на каждой остановочной площадке;

- рычаг должен быть убран при нормальном режиме работы лифта;

- перемещение рычага в рабочее положение следует выполнять с помощью пружин сжатия, перемещающихся по направляющим элементам, или силой тяжести;

- электрическое устройство безопасности по 5.5.4.38, связанное с рычагом, должно вызывать остановку привода не позднее момента выхода рычага и предотвращать любое нормальное движение кабины вниз;

- должны быть приняты меры предосторожности, исключающие непроизвольное срабатывание ловителей от рычага в случае отключения электропитания, при движении кабины вниз;

- конструкциями рычага и системы остановки должно быть предусмотрено исключение повреждения ловителей во время срабатывания даже в случае увеличенного тормозного пути;

- конструкциями рычага и системы остановки должно быть предусмотрено недопущение повреждений при движении кабины вверх.


6.7 Упоры


Упоры, необходимые в соответствии с 6.5.1, должны удовлетворять следующим требованиям.

6.7.1 Упоры должны приводиться в действие только при движении кабины вниз и быть способны останавливать и удерживать кабину, загруженную номинальным грузом:

а) для лифтов, оборудованных дросселем или односторонним дросселем, упоры должны останавливать кабину при скорости 5.5 Электрическое оборудование лифтов +0,3 м/с ( - номинальная скорость движения вниз, м/с);

б) для всех других лифтов упоры должны останавливать кабину при скорости, равной 115%-ной номинальной скорости движения вниз.

6.7.2 Должен быть предусмотрен по крайней мере один электрически втягиваемый упор, обеспечивающий в выдвинутом положении остановку движущейся вниз кабины на неподвижных опорах.

6.7.3 Для каждой посадочной площадки должны быть предусмотрены опоры:

а) для предотвращения опускания кабины ниже уровня точной остановки более чем на 120 мм и

б) для остановки кабины на нижнем уровне зоны отпирания дверей.

6.7.4 Выдвижение упоров в требуемое положение следует осуществлять с помощью пружин сжатия, перемещающихся по направляющим элементам, или под действием силы тяжести.

6.7.5 При остановке привода лифта питание электрического устройства, вызывающего втягивание упора, должно отключаться.

6.7.6 Конструкцией выдвижных упоров и неподвижных опор должно быть предусмотрено исключение остановки кабины при движении ее вверх и повреждений упорами, находящимися в любом положении.

6.7.7 Упоры должны быть оборудованы буферами.

Буфера упоров должны поддерживать кабину с номинальной нагрузкой в стационарном положении на расстоянии, не превышающем 120 мм ниже уровня любой посадочной площадки, и удовлетворять требованиям 6.4.5.

Буфера могут быть следующих типов:

а) энергонакопительного;

б) энергонакопительного с амортизированным обратным ходом;

в) энергорассеивающего.

6.7.8 При применении нескольких упоров должны быть приняты меры предосторожности, гарантирующие включение всех упоров, даже в случае прекращения подачи электроэнергии при движении кабины вниз.

6.7.9 Электрическое устройство безопасности по 5.5.4.39 должно предупреждать любое движение кабины вниз, если упоры не во втянутом состоянии.

6.7.10 Электрическая система, препятствующая сползанию

Если в соответствии с требованиями 6.5.1 предусмотрена препятствующая сползанию электрическая система, то она должна удовлетворять следующим условиям:

а) при сползании кабины ниже уровня этажной площадки более 120 мм, но не более нижнего края зоны отпирания дверей, привод должен обеспечивать движение вверх независимо от состояния дверей;

б) спустя 15 мин после своего последнего рейса в режиме нормальной эксплуатации возможно автоматическое опускание кабины на самую нижнюю этажную площадку.


6.8 Привод гидравлического лифта

6.8.1 Общие положения

6.8.1.1 Каждый лифт должен быть оснащен по крайней мере одним собственным приводом.

6.8.1.2 Если для подъема кабины используют несколько гидроцилиндров, то для выравнивания давления они должны быть гидравлически соединены.

6.8.1.3 Массу уравновешивающего груза, если такой имеется, рассчитывают таким образом, что в случае разрушения механизма подвески (кабина/уравновешивающий груз) давление в гидравлической системе не превысит двойного значения давления при полной нагрузке.


6.8.2 Гидроцилиндр

6.8.2.1 Расчет корпуса гидроцилиндра и плунжера

Гидроцилиндр и плунжер должны быть сконструированы таким образом, чтобы под действием сил, возникающих от давления, в 2,3 раза превышающего давление при полной нагрузке, коэффициент запаса прочности был не менее 1,7 (при условном пределе текучести ).

Прочностные расчеты гидроцилиндров выполняет изготовитель гидроцилиндров или лифта.

6.8.2.2 Соединение плунжера (цилиндра) с кабиной:

а) лифты прямого действия

- в лифтах прямого действия соединение плунжера (цилиндра) с кабиной должно быть гибким;

- соединение плунжера (цилиндра) с кабиной должно выдерживать массу плунжера (цилиндра) и дополнительные динамические нагрузки. Способы соединения должны быть безопасными;

- если плунжер состоит более чем из одной секции, соединения между секциями должны выдерживать массу подвешенных секций плунжера и дополнительные динамические нагрузки;

б) лифты непрямого действия

- в лифтах непрямого действия оголовок плунжера (цилиндра) должен перемещаться по направляющим.

Это требование не распространяется на тяговые гидроцилиндры при условии, что тяговое устройство предотвращает распространение изгибающих сил на плунжер:

- в лифтах непрямого действия части направляющей системы оголовка плунжера не должны входить в вертикальную проекцию крыши кабины;

- должно быть предусмотрено устройство ограничения рабочего хода плунжера.

6.8.2.3 Ограничение длины хода плунжера

Должно быть предусмотрено устройство ограничения рабочего хода плунжера в положении, обеспечивающем требования 6.2.2.

Ограничение хода плунжера должно обеспечиваться:

а) с помощью упора, являющегося неотъемлемой частью гидроцилиндра (среднее замедление кабины при взаимодействии плунжера с упором не должно быть более 9,81 м/с) или

б) прекращением подачи жидкости к гидроцилиндру с помощью механического устройства между гидроцилиндром и гидроклапаном. Разрыв или разрушение такого устройства не должны приводить к превышению среднего замедления кабины более чем на 9,81 м/с, а в лифтах непрямого действия замедление не должно приводить к провисанию каната или цепи.

6.8.2.4 Если гидроцилиндр расположен в земле, то он должен быть установлен в защитную трубу. Если он проходит через иное пространство, то он также должен быть должным образом защищен.

Таким же образом должны быть защищены:

а) разрывной клапан/односторонний дроссель;

б) жесткие трубы, соединяющие разрывной клапан/односторонний дроссель с цилиндром;

в) жесткие трубы, соединяющие разрывной клапан/односторонний дроссель друг с другом.

6.8.2.5 Должен быть обеспечен сбор рабочей жидкости, удаляемой или вытекающей из верхней части цилиндра.

6.8.2.6 Гидроцилиндр должен иметь устройство для выпуска воздуха.


6.8.3 Телескопический гидроцилиндр

6.8.3.1 Телескопический гидроцилиндр имеет следующие дополнительные требования:

а) между последовательными секциями должны быть установлены упоры, предотвращающие выход плунжеров из своих цилиндров;

б) если гидроцилиндр расположен под кабиной лифта прямого действия, то при нахождении кабины на полностью сжатых буферах расстояние в свету между последующими траверсами, а также между самой высокой траверсой и самой низкой частью кабины должно быть не более 0,30 м;

в) длина опорной поверхности каждой секции телескопического гидроцилиндра без внешних направляющих должна быть минимум в два раза больше диаметра соответствующего плунжера.

Такие гидроцилиндры должны быть оборудованы механическими или гидравлическими синхронизаторами;

г) при использовании гидроцилиндров с гидравлическим синхронизатором должно быть предусмотрено электрическое устройство, предотвращающее пуск лифта при давлении, превышающем давление при полной нагрузке более чем на 20%;

д) если в качестве синхронизатора используют канаты или цепи, то:

- должно быть не менее двух независимых канатов или цепей;

- следует выполнять требования 6.4.6.4;

- коэффициент запаса прочности должен быть минимум 12 для канатов и 10 - для цепей. Расчет максимального усилия следует осуществлять с учетом силы, возникающей от давления при полной нагрузке и числа канатов (или цепей);

- должно быть предусмотрено устройство, которое в случае отказа работы синхронизаторов при движении кабины вниз будет препятствовать превышению ее номинальной скорости более чем на 0,3 м/с.


6.8.4 Трубопровод

6.8.4.1 Трубопровод и фитинги (соединения, клапаны и т.д.), подверженные действию давления, должны:

а) соответствовать используемой рабочей жидкости;

б) быть спроектированы и установлены так, чтобы избежать дополнительных механических нагрузок от крепления, скручивания или вибрации;

в) быть защищены от механических повреждений.

6.8.4.2 Трубопровод и фитинги должны быть закреплены и доступны для осмотра.

Если трубы (жесткие или гибкие) проходят сквозь стены или пол, они должны быть защищены уплотнительными втулками, размеры которых, если это необходимо, позволяют провести демонтаж труб для осмотра.

Не допускается выполнение соединения внутри уплотнительной втулки.

6.8.4.3 Жесткие трубы:

а) жесткие трубы и фитинги между цилиндром и обратным клапаном или клапаном движения вниз должны быть спроектированы таким образом, чтобы под воздействием силы от давления, превышающего в 2,3 раза давление при полной нагрузке, коэффициент запаса прочности был не менее 1,7;

б) при использовании телескопических гидроцилиндров более чем с двумя ступенями и гидравлическим синхронизатором при проведении расчетов труб и фитингов между разрывным клапаном и обратным клапаном или клапаном движения вниз должен быть введен дополнительный коэффициент запаса 1,3;

в) трубы и фитинги между цилиндром и разрывным клапаном должны быть рассчитаны на давление, действующее в гидроцилиндре.

6.8.4.4 Гибкий трубопровод:

а) для гибкого трубопровода (резиновый рукав высокого давления и т.п.) запас прочности по отношению к разрушающему давлению должен быть не менее 4;

б) на гибком трубопроводе должна стоять несмываемая маркировка:

- наименование фирмы-изготовителя и ее торговая марка,

- испытательное давление,

- дата проведения испытания;

в) радиус изгиба при креплении гибкого трубопровода не должен превышать значений, указанных изготовителем.


6.8.5 Гидравлические средства контроля и устройства безопасности

6.8.5.1 Запорный клапан:

а) должен быть предусмотрен запорный клапан, установленный на участке соединения гидроцилиндра с обратным клапаном и клапаном движения вниз;

б) запорный клапан должен быть расположен в машинном помещении.

6.8.5.2 Обратный клапан:

а) должен быть предусмотрен обратный клапан. Он должен быть установлен на участке между насосом и запорным клапаном;

б) обратный клапан должен удержать кабину лифта с номинальной загрузкой в любой точке ее движения в случае падения давления на участке нагнетания ниже минимального рабочего давления;

в) закрытие обратного клапана должно быть осуществлено давлением рабочей жидкости от гидроцилиндра и по крайней мере одной перемещающейся по направляющим элементам пружиной сжатия и/или под действием силы тяжести.

6.8.5.3 Предохранительный клапан:

а) должен быть предусмотрен предохранительный клапан, установленный на участке между насосом и обратным клапаном. Рабочая жидкость должна возвращаться обратно в резервуар;

б) предохранительный клапан должен быть отрегулирован на предельное давление, составляющее 140% давления при полной загрузке.

6.8.5.4 Клапаны направления:

а) клапан движения вниз

Клапан движения вниз должен открываться подачей на него электропитания.

Закрытие клапана должно выполняться давлением рабочей жидкости, передаваемой от гидроцилиндра, и не менее чем одной перемещающейся по направляющим элементам пружиной сжатия;

б) клапаны движения вверх

В качестве клапана движения вверх допускается использовать перепускной клапан. Его открытие должно осуществляться с помощью давления рабочей жидкости, передаваемой от гидроагрегата, и не менее чем одной перемещающейся по направляющим элементам пружиной сжатия.

6.8.5.5 Разрывной клапан

Разрывной клапан, предусмотренный требованиями 6.5.1, должен удовлетворять следующим условиям:

а) разрывной клапан должен быть способен остановить кабину при движении вниз и удерживать ее в неподвижном состоянии. Разрывной клапан должен сработать не позже момента увеличения скорости движения кабины вниз на 0,3 м/с;

б) разрывной клапан должен быть доступен для проведения регулирования и осмотра;

в) разрывной клапан должен быть:

- составной частью гидроцилиндра или

- непосредственно и жестко смонтирован на фланце, или

- размещен рядом с гидроцилиндром и соединен с ним с помощью коротких жестких труб, имеющих сварные, фланцевые или резьбовые соединения, или

- непосредственно смонтирован на гидроцилиндре посредством резьбового соединения.

Другие типы соединений, такие как отжимные фитинги или фитинги с конической развальцовкой, не разрешаются для соединения разрывного клапана с гидроцилиндром;

г) на лифтах с несколькими гидроцилиндрами, работающими параллельно, возможно использование одного общего разрывного клапана или применение отдельного клапана на каждом гидроцилиндре, соединенных друг с другом для одновременного закрывания и исключения наклона пола кабины более чем на 5% ее нормального положения;

д) разрывной клапан должен быть рассчитан так же, как и гидроцилиндр;

е) в машинном помещении необходимо предусмотреть устройство с ручным управлением, с помощью которого можно добиться необходимого для срабатывания разрывного клапана расхода рабочей жидкости, не перегружая при этом кабину лифта. Это устройство должно быть защищено от непреднамеренных действий, однако оно не должно блокировать устройства безопасности, относящиеся к гидроцилиндру;

ж) разрывной клапан является гидроаппаратом безопасности.

6.8.5.6 Дроссель/односторонний дроссель

Дроссель/односторонний дроссель, предусмотренный требованиями 6.5.1, должен удовлетворять следующим условиям:

а) в случае утечки из гидравлической системы дроссель должен предотвратить увеличение скорости движения кабины вниз с номинальной грузоподъемностью не более чем на 0,3 м/с ее номинального значения;

б) дроссель должен:

- быть доступным для проведения осмотра,

- являться составной частью гидроцилиндра или

- быть смонтирован непосредственно и жестко на фланце, или

- быть расположен рядом с гидроцилиндром и соединен с ним с помощью коротких жестких труб, имеющих сварные, фланцевые или резьбовые соединения, или

- быть смонтирован непосредственно на гидроцилиндре с помощью резьбового соединения.

Другие типы соединений, такие как отжимные фитинги или фитинги с конической развальцовкой для соединения клапана от разрыва с гидроцилиндром, не разрешаются;

в) дроссель рассчитывают так же, как и гидроцилиндр;

г) в машинном помещении должно быть предусмотрено устройство с ручным управлением, с помощью которого можно добиться необходимого для срабатывания дросселя расхода рабочей жидкости, не перегружая при этом кабину лифта. Это устройство должно быть защищено от непреднамеренных действий. Защитное устройство не должно блокировать устройства безопасности, относящиеся к гидроцилиндру;

д) односторонний дроссель с наличием механически движущихся частей считается устройством безопасности, и он должен подвергаться проверке.


6.8.6 Фильтры


На участке между резервуаром и насосом и на участке между запорным клапаном и клапаном движения вниз должны быть установлены фильтры или аналогичные устройства. Фильтр между запорным клапаном и клапаном движения вниз должен быть доступен для технического обслуживания.


6.8.7 Проверка давления

6.8.7.1 Должен быть установлен прибор контроля давления. Он должен быть подключен на участке между обратным клапаном или клапаном движения вниз и запорным клапаном.

6.8.7.2 Между главным контуром и соединением для прибора контроля давления должен быть установлен запорный клапан.


6.8.8 Резервуар


Резервуар должен обеспечить:

а) быстрый контроль уровня рабочей жидкости в резервуаре;

б) легкое наполнение и слив.


6.8.9 Скорость


Номинальная скорость движения кабины не должна превышать 1,0 м/с.

Скорость пустой кабины вверх не должна превышать номинальную скорость движения более чем на 8% при рекомендованных заводом-изготовителем диапазонах температур рабочей жидкости.

При движении кабины вверх предполагается, что подаваемое электропитание имеет номинальную частоту и номинальное напряжение питания двигателя.


6.8.10 Аварийное управление

6.8.10.1 Движение кабины вниз:

а) лифт должен быть оборудован ручным аварийным клапаном, размещенным в машинном помещении, который позволяет кабине даже в случае отключения электроэнергии опуститься на этажную площадку;

б) скорость кабины при аварийном движении кабины вниз не должна превышать 0,3 м/с;

в) срабатывание клапана аварийного управления должно проходить при постоянном приложении ручного усилия;

г) клапан должен быть защищен от непреднамеренных действий.

6.8.10.2 Движение кабины вверх:

а) любой лифт, кабина которого имеет ловители, должен быть оборудован стационарным ручным насосом для перемещения кабины вверх;

б) ручной насос должен быть присоединен на участке между обратным клапаном или клапаном движения вниз и запорным клапаном;

в) ручной насос должен быть оборудован предохранительным клапаном, ограничивающим давление до уровня, в 2,3 раза превышающего давление при полной загрузке.


6.8.11 Контроль положения кабины


Для лифта, обслуживающего более двух этажей, должна быть предусмотрена возможность контроля из машинного помещения нахождения кабины в зоне отпирания дверей с помощью средств, оснащенных независимым источником питания.

Это требование не относится к лифтам, которые оборудованы механическим устройством, предотвращающим сползание кабины.


6.8.12 Ограничитель времени работы двигателя

6.8.12.1 Гидравлический лифт должен быть оборудован ограничителем времени работы двигателя, который отключает привод и поддерживает его в отключенном состоянии, если привод не вращается после того, как на него была подана команда запуска.

6.8.12.2 Ограничитель времени работы двигателя должен срабатывать за время, не превышающее меньшее из двух следующих значений:

а) 45 с;

б) время, необходимое для прохождения всего пути перемещения кабины лифта плюс 10 с, если все время перемещения составляет менее 10 с.

Возврат в режим нормальной эксплуатации должен осуществляться обслуживающим персоналом.

6.8.12.4* Ограничитель времени работы двигателя даже при его срабатывании не должен блокировать движение кабины в режиме ревизии и работу электрической системы, препятствующей сползанию (см. 6.5).
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.



6.8.13 Защита от перегрева рабочей жидкости


Должно быть предусмотрено устройство, определяющее температуру рабочей жидкости. Остановку кабины и отключение привода следует осуществлять на ближайшей по направлению движения этажной площадке или после выполнения лифтом команды управления (приказа). Автоматический возврат в нормальный режим эксплуатации лифта для движения вверх должен происходить только после достижения рабочей температуры жидкости.


6.9 Электрическое оборудование гидравлического лифта

6.9.1 Общие требования


Электрическое оборудование должно удовлетворять требованиям 5.5 с учетом пунктов настоящего раздела.


6.9.2 Управление в режиме "ревизии"


При переходе в режим "ревизии" должна отключаться электрическая система, препятствующая сползанию кабины (см. 6.7.10).


6.9.3 Управление выравниванием и точным выравниванием с открытыми дверями


В случае, рассмотренном в 6.4.1.1, допускается перемещение кабины с открытыми дверями и при открытых дверях шахты лифта для выравнивания, повторного выравнивания и удержания кабины от сползания при условии:

а) такое перемещение ограничено пределами зоны отпирания дверей;

б) скорость выравнивания и электрического удержания не должна превышать 0,3 м/с.


6.9.4 Концевые выключатели

6.9.4.1 Положение плунжера, соответствующее верхнему пределу перемещения кабины, следует контролировать концевым выключателем даже в случае нахождения плунжера на упоре.

6.9.4.2 Срабатывание концевого выключателя должно вызывать остановку привода и удержание его в состоянии остановки. Концевой выключатель должен автоматически замыкаться при покидании кабины зоны его срабатывания.


Содержание:

1. ГОСТ Р 53780-2010. Лифты. Общие требованиябезопасности к устройству и установке2. Введение 3. 2 Нормативные ссылки 4. 3 Термины и определения5. 4 Общие положения 6. 5 Требования безопасности и/или защитные меры к электрическим лифтам 7. 5.1 Общие требования к строительной части лифтов8. 5.2 Шахта 9. 5.3 Размещение оборудования 10. 5.4 Механическое оборудование лифтов 11. 5.5 Электрическое оборудование лифтов 12. 6 Требования безопасности и/или защитные меры к гидравлическим лифтам 13. 7 Требования безопасности и/или защитные меры к малым грузовым лифтам 14. 8 Грузоподъемность и вместимость кабины 15. 9 Документация 16. Приложение А (обязательное). Ключевина устройстваотпирания замка 17. Приложение ДА (обязательное). Требования к размерамотверстий в ограждении движущихся частей механизмов в зависимости от расстояниямежду ограждением и движущимися частями18. Приложение ДБ (справочное). Паспорт электрического лифта19. Приложение ДВ (справочное). Паспорт гидравлического лифта20. Приложение ДГ (обязательное). Сведения о соответствии ссылочныхнациональных и межгосударственных стандартов международным стандартам,использованным в качестве ссылочных в примененных европейских региональныхстандартах21. Приложение ДД (справочное). Сопоставление структуры настоящего стандарта соструктурой примененных в нем европейских региональных стандартов ЕН 81-1:1998 иЕН 81-2:1998

Как получить сертификат?

Консультация специалиста

Заказать обратный звонок



АНОСЛЭ «Центр-эксперт»
121359, Москва,
улица ул. Маршала Тимошенко, д. 17, корп. 2, цокольный этаж, помещение VI, комната № 4
Телефон: +7(495)580-67-61
Факс: +7(495)580-67-60

ce@anosle.ru
Официальный сайт https://anosle.ru © 1998-2024