В настоящем документе использованы термины и определения, содержащиеся в стандарте ИСО/МЭК 17000:2004, а также следующие:
3.1 заказчик (client): Организация (или лицо), ответственная за выполнение сертификационных требований, в том числе к продукции.
Примечание - Если нет других указаний, в настоящем стандарте слово "заказчик" распространяется также на "заявителя".
3.2 консалтинг (consultancy): Участие в:
a) проектировании, изготовлении, монтаже, техническом обслуживании или реализации сертифицированной продукции или подлежащей сертификации;
b) проектировании, внедрении, осуществлении или поддержании в должном состоянии сертифицированного процесса или подлежащего сертификации;
c) проектировании, внедрении, оказании или поддержании в должном состоянии сертифицированной услуги или подлежащей сертификации.
Примечание - В настоящем стандарте термин "консалтинг" используется применительно к деятельности органов по сертификации, их персонала и организаций, поддерживающих отношения с этими органами по сертификации.
3.3 оценивание (evaluation): Сочетание функций выбора и определения деятельности по оценке соответствия.
Примечание - Функции выбора и определения установлены в ИСО/МЭК 17000:2004 (разделы А.2 и А.3).
3.4 продукция (product): Результат процесса.
Примечание 1 - В стандарте ИСО 9000:2005 указаны четыре общих категории продукции:
- услуги (перевозки);
- программное обеспечение (компьютерная программа, словарь);
- технические средства (двигатель, механическая деталь);
- перерабатываемые материалы (смазка).
Многие виды продукции содержат элементы, относящиеся к различным общим категориям. Отнесение ее к услугам, программному обеспечению, техническим средствам или перерабатываемым материалам зависит от преобладающего элемента.
Примечание 2 - Продукция включает результаты процессов, таких как рост растений или формирование других природных ресурсов.
Примечание 3 - Заимствовано из ИСО/МЭК 17000:2004, 3.3.
3.5 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.
Пример - Сварочные процессы; термическая обработка; производственные (например, обеспечение функционирования или выпуск продукции с заданными допусками); производство пищевых продуктов; выращивание растений.
Примечание - Заимствовано из ИСО 9000:2005, 3.4.1.
3.6 услуга (service): Результат, по крайней мере, одного вида деятельности (обязательно осуществляемого во взаимодействии поставщика с потребителем), который, как правило, носит нематериальный характер.
Примечание 1 - Предоставление услуги может включать:
- деятельность, осуществляемую на материальной продукции потребителя (например, подлежащий ремонту автомобиль);
- деятельность, осуществляемую на нематериальной продукции потребителя (например, выписка справки о доходах для подготовки налоговой декларации);
- поставка нематериальной продукции (например, предоставление информации);
- создание благоприятных условий для клиентов (например, в гостиницах и ресторанах).
Примечание 2 - Заимствовано из ИСО 9000:2005, 3.4.2.
3.7 сертификационное требование (certification requirement): Заданное требование к продукции, которое должно быть выполнено заказчиком для прохождения или поддержания сертификации.
Примечание - Сертификационные требования предъявляются заказчику обычно на основании договора на проведение работ по сертификации (см. 4.1.2) для обеспечения соответствия настоящему стандарту и могут также включать требования, предъявляемые схемой сертификации, и не включают требования, предъявляемые к органу по сертификации.
Пример - К сертификационным требованиям, не являющимся требованиями к продукции, относятся:
- заключение договора на проведение работ по сертификации;
- внесение платы;
- предоставление информации об изменениях, вносимых в сертифицированную продукцию;
- предоставление доступа к сертифицированной продукции для проведения надзора.
3.8 требование к продукции (product requirement): Требование, относящееся непосредственно к продукции и устанавливаемое в стандартах или других нормативных документах, определяемых схемой сертификации.
Примечание - Требования к продукции могут устанавливаться в таких нормативных документах, как регламенты, стандарты и технические условия.
3.9 схема сертификации (certification scheme): Система сертификации, относящаяся к определенной продукции, к которой применимы одни и те же заданные требования, конкретные правила и процедуры.
Примечание 1 - Заимствовано из ИСО/МЭК 17000:2004, 2.8.
Примечание 2 - Понятие "система сертификации" означает "систему оценки соответствия", определение содержится в ИСО/МЭК 17000:2004, 2.7.
Примечание 3 - В схеме сертификации оговариваются правила, процедуры и административные аспекты осуществления сертификации продукции, процессов и услуг.
Примечание 4 - В стандарте ИСО/МЭК 17067 и руководствах ИСО/МЭК 28 и ИСО/МЭК 53 содержатся общие методические указания по разработке схем сертификации.
3.10 область сертификации (scope of certification): Описание:
- продукции, процессов или услуг, проходящих сертификацию;
- применяемой схемы сертификации;
- стандартов и других нормативных документов, с указанием даты публикации, требованиям которых должны соответствовать продукция, процессы или услуги.
3.11 владелец схемы (scheme owner): Частное лицо или организация, ответственная за разработку и поддержание в работоспособном состоянии конкретной схемы сертификации.
Примечание - Владельцем схемы могут быть орган или группа органов по сертификации, орган государственной власти, отраслевое объединение, и другие субъекты.
3.12 орган по сертификации (certification body): Орган по оценке соответствия третьей стороной, оперирующий схемами сертификации.
Примечание - Орган по сертификации может быть неправительственным или правительственным (наделенным или не наделенным регулятивными полномочиями).
3.13 беспристрастность (impartiality): Наличие объективности.
Примечание 1 - Под объективностью понимают отсутствие или разрешение конфликтов интересов во избежание их отрицательного влияния на деятельность органа по сертификации.
Примечание 2 - К другим терминам, передающим суть беспристрастности, относятся самостоятельность, отсутствие конфликта интересов, непредвзятость, нейтральность, справедливость, непредубежденность, равное отношение, независимость и сбалансированность.