ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СЛОВАРЬ
Издание официальное
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС)
ВНЕСЕН Управлением сертификации Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. № 332-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 9000—2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© ИПК Издательство стандартов, 2001
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России
Содержание
1 Область применения ...................................................... 1
2 Основные положения систем менеджмента качества .............................. 1
2.1 Обоснование необходимости систем менеджмента качества ....................... 1
2.2 Требования к системам менеджмента качества и требования к продукции ............ 2
2.3 Подход к системам менеджмента качества ..................................... 2
2.4 Процессный подход ...................................................... 2
2.5 Политика и цели в области качества ......................................... 3
2.6 Роль высшего руководства в системе менеджмента качества ....................... 3
2.7 Документация .......................................................... 4
2.8 Оценивание систем менеджмента качества .................................... 4
2.9 Постоянное улучшение ................................................... 5
2.10 Роль статистических методов .............................................. 5
2.11 Направленность систем менеджмента качества и других систем менеджмента ......... 5
2.12 Взаимосвязь между системами менеджмента качества и моделями совершенства ...... 6
3 Термины и определения .................................................... 6
3.1 Термины, относящиеся к качеству ........................................... 6
3.2 Термины, относящиеся к менеджменту ....................................... 7
3.3 Термины, относящиеся к организации ....................................... 8
3.4 Термины, относящиеся к процессам и продукции . 4 ............................. 9
3.5 Термины, относящиеся к характеристикам .................................... 10
3.6 Термины, относящиеся к соответствию ....................................... 11
3.7 Термины, относящиеся к документации ...................................... 12
3.8 Термины, относящиеся к оценке ............................................ 13
3.9 Термины, относящиеся к аудиту (проверке) ................................... 13
3.10 Термины, относящиеся к обеспечению качества процессов измерения .............. 14
Приложение А Методология, использованная при разработке словаря .................. 16
Приложение Б Алфавитный указатель терминов................................... 24
Приложение В Библиография ................................................ 25
Введение*
Общие положенияСемейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:
- ГОСТ Р ИСО 9000—2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;
- ГОСТ Р ИСО 9001—2001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;
- ГОСТ Р ИСО 9004—2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и, эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;
-ИСО 19011** содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.
Вместе они образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле.
Принципы менеджмента качестваДля успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо направлять ее и управлять систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.
Восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации.
а) Ориентация на потребителя
Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
б) Лидерство руководителя
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
в) Вовлечение работников
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
г) Процессный подход
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
д) Системный подход к менеджменту
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
е) Постоянное улучшение
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
ж) Принятие решений, основанное на фактах
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
и) Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000.
* Раздел приводится в редакции, отличной от ИСО 9000—2000.
** Предстоит публикация в 2002 г. и принятие в качестве ГОСТ Р ИСО 19011.
Системы менеджмента качества