АНОСЛЭ «Центр-эксперт»

Лифты. История



Лифты являются неотъемлемой частью современных зданий. Они воспринимаются как должное, и, кажется, что они существовали всегда. Учитывая то, что лифт должен гармонировать с общим дизайном, многие владельцы пытаются уйти от стандартных вариантов оформления кабин. В результате, лифты кастомизируются, приобретают индивидуальные черты и становятся сами по себе элементом декора, привлекающим внимание. Тем не менее, был пройден долгий путь от создания первых лифтов до появления возможности задумываться не об их функциональности и надежности, а о внешнем лоске.

 

Первые лифты

 

 

Хотите верьте, хотите нет, но первый лифт был построен во 2 веке до нашей эры древнегреческим математиком, физиком и инженерном Архимедом. Он представлял собой открытую платформу, которую приводили в движение люди или животные. Невзрачный дизайн отображал утилитарное назначение устройства: перемещение громоздких и тяжелых грузов.

А король Франции Людовик XV Возлюбленный мог похвастаться «летающим креслом» в Версале. Его сконструировал королевский архитектор Блейз-Анри Арно. В движение лифт приводили королевские слуги. Позже Арно сделал лифт двухместным, добавив еще одно кресло и стол между ними. Считается, что лифт должен был облегчить королю подъем в апартаменты его любовницы, расположенные этажом выше.

 

Миф об Элайше Грейвс Отисе и «безопасном лифте»

 Э.Отис обрезает трос лифта

Элайша Грейвс Отис впервые создал лифт, который стал прототипом всех существующих сегодня лифтов. Он заложил основы безопасности и применил конструктивные решения, используемые по сей день. Он запатентовал предохранитель, который резко снизил вероятность падения лифта в результате обрыва канатов. Изобретение Отиса получило огласку в середине 1854 года, когда на глазах у изумленной публики показательно обрезали тросы, удерживающие кабину лифта. Это представление доказало, что Отис не ошибся в расчётах и три года спустя лифты, снабженные предохранителями, стали устанавливать в публичных местах в Нью-Йорке.

Сегодня существует миф о том, что слава мгновенно пришла к Отису и его «безопасный лифт» получил широкую известность. Автор книги «История лифта. О подвижном месте в современном мире» Андреас Бернард опровергает это. Он говорит о том, что общественность долгое время оставалась равнодушной и к демонстрации, и к самому изобретению Отиса. Его значимость осознали только в последствии, когда лифт значительно расширил возможности строительства.

Так можем ли мы назвать Отиса прародителем современных лифтов? Безусловно, можем. Вопрос только в том, какого именно Отиса.

Интересно, что за два года до показательного обрезания тросов Элайшей Отисом другой Отис, Отис Тафтс, запатентовал «вертикальную железную дорогу». Он изобразил кабину с автоматическими дверями, движущуюся по металлической направляющей шириной 50 см, проходящей через центр кабины.

Изобретение Тафтса оказалось слишком медленным и дорогостоящим, пусть и надежным. Настолько дорогостоящим, что, при возведении высоких зданий, инженеры предпочитали использовать лифт конструкции Элайши Отиса и именно этот человек вошел в историю, как создатель лифта.

 

Лифты, небоскребы и богемные дизайны

Фото: tonych-inc.livejournal.com

За полтора века существования, изобретение Отиса, оставаясь основой современных лифтов, претерпело многие изменения. Первые лифты для высоких зданий – Эйфелевой Башни и Empire State Building – проектировал сам Элайша Отис. Со временем города все больше устремлялись в небо, и вместе с ними росли потребности людей. Владельцам и пользователем сегодня мало простой функциональности, и они превращают свои лифты в произведения искусства.

Когда-то давно лифты были предметом роскоши. Сегодня они есть почти в каждом доме. Но в некоторых из них лифты еще более роскошны, чем когда-либо мог себе представить хотя бы один король Франции. Встречаются кабины в стиле Арт-Деко. Или в причудливом футуристическом стиле. Компании-производители предлагают огромный выбор различных вариантов оформления кабин, и способны удовлетворить даже клиентов с самым изысканным вкусом. Остается только один вопрос – цены. Но в современном высшем обществе, когда стиль превыше всего, предел доступности очень и очень далек.


Как получить сертификат?

Консультация специалиста