Мысли шепотом. Риски при выборе органа по сертификации
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного от 18 октября 2011 г. № 824, лифты, устройства безопасности лифтов выпускаются в обращение на рынок государств-членов Таможенного союза при их соответствии требованиям технического регламента. Подтверждение соответствия осуществляется в форме обязательной сертификации.
В соответствии с действующим законодательством деятельностью по подтверждению соответствия лифтов, устройств безопасности лифтов осуществляют органы по сертификации (Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Статья 25).
Как и большинство видов бизнеса, сертификация – конкурентная сфера и, не удивительно, что на рынке оценки соответствия существуют и недобросовестные органы по сертификации, предлагающие «сертификаты за час» по низкой цене. Такие сертификаты выдаются без проведения соответствующих испытаний и необходимых проверок, то есть, по сути, такая деятельность – просто «торговля бумагой».
Далеко не все производители и поставщики лифтов, устройств безопасности лифтов готовы вникать в тонкости сертификации. Многие из них даже понятия не имеют о подлинной процедуре сертификации. Но есть и такие, кто, вникнув и разобравшись с требованиями законодательства, все равно выбирает более «простой и дешевый» путь и при этом не желает разбираться в рисках, последствиях, требованиях законодательства в области технического регулирования.
Ситуация усугубляется тем, что часто сертификат требовался «еще вчера» и клиент, даже владея вопросом и понимая риски, готов идти на любые нарушения, чтобы снизить финансовые потери из-за отсутствия сертификата.
Таким образом, недобросовестные органы по сертификации уже сегодня пользуются доверчивостью своих клиентов и незнанием рисков, которые могут возникнуть вследствие взаимодействия с ними. Среди людей это называется обманом, а среди людей с высшим юридическим образованием — «осуществление действий по введению потребителей в заблуждение с целью получения прибыли».
Какие же риски следует учитывать заявителю, при выборе органа по сертификации?
Риск № 1 – прекращение деятельности органа по сертификации (приостановка или прекращение действия аттестата аккредитации), вследствие его незаконных действий, выявленных Федеральной службой по аккредитации (Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" статьи 22 и 23).
Риск заключается в том, что сертификация серийно изготавливаемых лифтов, устройств безопасности лифтов производится по схеме 1С, предусматривающей обязательное проведение инспекционного контроля сертифицированной продукции. Прекращение деятельности органа по сертификации не позволяет ему проводить инспекционный контроль, а не проведение инспекционного контроля в соответствие с ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» приводит к автоматической приостановке действия сертификата, что исключает дальнейший выпуск (продажу) продукции на таможенную территорию Таможенного союза. Требуется повторная сертификация продукции, то есть потеря, как времени, так и денег.
Риск № 2 – возможность причинения ущерба конечному потребителю – владельцу лифта, который выбирал лифт по критерию наличия сертификата
Иногда, при оценке смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию, выясняется, что лифт не отвечает требованиям технического регламента и не является безопасным, хотя на него был выдан сертификат. В этом случае владелец лифта, не имея возможности ввести лифт в эксплуатацию, несет убытки и не может использовать лифт по назначению.
Риск № 3 – возможность причинения ущерба третьим лицам (пользователи, обслуживающий персонал и т.д.) при поставке на рынок небезопасной при эксплуатации продукции. (Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ статьи 11.43, 11.44, 11.4, 11.46)
В том случае, если пользование сертифицированной продукцией причинило некоторый ущерб потребителю, последний может предъявить иск к поставщику продукции. В свою очередь поставщик продукции может предъявить иск к органу по сертификации, поскольку при поставке продукции ориентировался на сертификат, подтверждающий безопасность продукции. Орган по сертификации может быть признан виновным в причинении ущерба третьему лицу, вследствие нарушения правил сертификации. Если орган по сертификации прекратил свою деятельность (в первую очередь это относится к органам по сертификации-однодневкам), то компенсация ущерба полностью ложится на поставщика.
Риск № 4 – приостановка или прекращение действия сертификата соответствия по решению Федеральной службой по аккредитации.
На время приостановки действия сертификата приостанавливается и выпуск (продажу) продукции на таможенную территорию Таможенного союза. Убытки несет как производитель, так и поставщик (продавец) за срыв сроков поставки оборудования.
Более серьезная ситуация – прекращение действия сертификата, выданного с нарушением правил по сертификации, например, без проведения соответствующих испытаний. В этом случае не подтверждена безопасность лифтов или устройств безопасности.
Если это сертификат на устройства безопасности лифта, то может быть прекращено действие сертификатов на лифты, в которых применяется это устройство безопасности.
Прекращение действия сертификата на лифт приводит к прекращению действия деклараций на смонтированные лифты, которые выдавались на базе этого сертификата, и как следствие, владелец должен прекратить использование лифта по назначению.
Риск № 5 – самый главный
Главным риском является – риск причинения вреда жизни и здоровью пользователям лифтами, которые не отвечают требованиям безопасности технического регламента. В этом случае за причинение вреда наступает уголовная ответственность лиц, недобросовестно подтвердивших соответствие лифта требованиям безопасности и нарушившим законодательство РФ в области технического регулирования.